John Cage – Freeman Etudes, Books One and Two – 1993 Contemporary Classical Book One 1. Etude 1 (3:00) 2. Etude 2 (3:01) 3. Etude 3 (3:01) 4. Etude 4 (3:08) 5. Etude 5 (3:01) 6. Etude 6 (3:00) 7. Etude 7 (3:00) 8. Etude 8 (3:03) Book Two 9. Etude 9 (3:02) 10. Etude 10 (3:06) 11. Etude 11 (3:06) 12. Etude 12 (3:00) 13. Etude 13 (3:08) 14. Etude 14 (3:00) 15. Etude 15 (3:00) 16. Etude 16 (3:05) Composed By – John Cage Violin – Irvine Arditti Recorded at Crowell Hall, Wesleyan University; Middletown, Connecticut on 13 February 1990 JOHN CAGE...и Freeman EtudesРабота Кейджа под названием Freeman Etudes для скрипки считается очень сложной работой, необыкновенно сложной. Некоторые вообще считают ее невозможной для исполнения. Достаточно только немного послушать то, как играет Ирвайн Ардитти, чтобы понять, насколько это действительно трудно. Но еще лучше посмотреть на нотную партитуру, на все нюансы, на то, какие ноты где и как проставлены, какие использованы способы управления звучанием и в каком сочетании, как изменяется темп и настроение этюдов, и так далее. Вот где настоящий ад для исполнителя. То есть, по сути, перед нами настоящий вызов для музыканта. Обычно виртуозная музыка накладывает требования к таким талантам исполнителя, как скорость и подвижность. Что-то вроде как у легкоатлетов – беги быстрей, толкайся сильней, прыгай дальше. В Freeman Etudes есть и подобные барьеры. Однако сложность заключена не только в этом. Во-первых, музыкант должен уметь моментально перестраиваться с громкой игры на очень тихую. Во-вторых, в середине этюда есть место, когда необходимо во время бешеной игры следить внимательно за каждой нотой, так как многие из них расположены вне основной мелодии. Плюс одиннадцать различных «бэндов», четыре типа мартеллато (резкое, отрывистое извлечение звука), пять разных способа пиццикато (игра с помощью пальца по струне). Кейдж не просто указывал играть смычком «рикошетом» (когда смычок ударяется рикошетом от струны), но и делал обозначение, сколько раз тот должен ударяться. Шесть раз на этой ноте, восемь, на другой. Легкоатлетические аналогии для контроля тела танцором – после прыжка спортсмен всегда должен приземляться под определенным углом на определенные конечности и никак иначе. Иными словами, тот, кто может сыграть подобное достоин самого большого уважения. Впрочем, не стоит умалять и заслуг самого Кейджа, создавшего подобного монстра. Его композиционный процесс начался с перевода положения звезд с атласа звездного неба на нотную партитуру. Они определили положение и длину нот. Затем подобным способом Кейдж определил каждый аспект ноты. Будет ли это отдельная нота или легато? Будут ли какие-то другие необычные характеристики? Если да, то какие? Необычный тембр или особенный способ извлечения? Аккорд? Перекрытие другой ноты? Каждый ответ давал жизнь еще большему количеству вопросов. В конце концов Кейдж спросил скрипача Поля Зуковски «Если эта нота сыграна на этой струне, то какие есть варианты сыграть на других струнах?». Ответ Зуковски определял вариации для второй ноты, тот же процесс применялся для определения третьей и четвертой ноты, если того требовалось. Каждая нота – это результат сотни самых различных операций. Этот тщательный подход легко можно назвать экстравагантным. И это будет еще политкорректно. Впрочем, это практически обычный подход Кейджа для создания музыки. Насколько позволяется проникнуть в биографию Кейджа, впервые подобный подход к творчеству он применил в 1951 году, во времена создания Музыки Перемен (Music of Changes) и с тех пор частенько прибегал именно к такому способу. Все это, лежащее в основе его работ, и было основным двигателем творчества. «Работа, серьезная работа, кропотливая работа без конца», вот что провозглашал он. Таким образом Freeman Etudes должны были стать торжеством работы. Не только Кейджа как композитора и скрипача, как исполнителя, но и конечного слушателя, которому придется немало потрудиться, чтобы проникнуть в эту музыку случайных звуков. Таким образом, победив этот этюд, выигрывает все общество в целом. Разве не прекрасная цель для творчества? Я постарался создать композицию максимально сложной. Наше общество окружено целой кучей серьезных проблем. Нам кажется, что нет никакой надежды побороть эти преграды. Мы думаем, что мы ничего не можем сделать такого, чтобы изменило нашу жизнь тем или иным образом. Так что я создал подобную композицию, покорив которую, вы сможете получить пример того, что невозможное на самом деле возможно, нужно лишь приложить усилие.Джон Кейдж Таким образом, есть желание предположить, что эти самые этюды Кейджа не являются каким-то форменным издевательством над исполнителем или возможностью повыделываться. Стоит рассматривать их как оптимистическое начало, игру, вызов. Вызов, как уже было сказано, не только в отношении композитора («возможно ли такое написать?») или скрипача («возможно ли такое сыграть?»), но и слушателя - «возможно ли такое слушать?». Слушать трудно, это факт. Даже если вы знаете, чего ожидать, к этому подготовиться невозможно. Многие испытывают злобу и ярость во время первого прослушивания. В отношении этой композиции, более чем в остальных работах Кейджа, не отпускает ощущение полной спонтанности. Следом может произойти все, что угодно. Никаких границ и связей. Каждая нота не имеет никакого отношения к любой другой. Единственный способ слушать это – быть постоянно сконцентрированным на том, чтобы моментально выбрасывать из головы то, что сейчас только что прозвучало, и при этом не давать себе слабость ждать чего-то. Все это требует необыкновенного терпения и дисциплины. Мало кто способен на это. Алексей "Smarty" Петухов, март 2008

Теги других блогов: John Cage Contemporary Classical Freeman Etudes